Муниципальное образование Верх-Бехтемирский сельсовет Бийского района Алтайского края

История

Вводная часть истории муниципального образования. Примерно от 200 до 500 символов.

Точной даты первоначального заселения села Верх-Бехтемир не известно. Однако археологический памятники, которые были обследованы в разное время  учеными Бийского краеведческого музея, а также Барнаульского государственного университета свидетельствуют о поселении людей здесь во времена средневековья и более раннего периода.
    Согласно данным истории Алтая под редакцией А.П. Анашкина «Древняя- станция Верх-Бехтемирская основана выходцами Бердской Слободы Кузнецкой крепости приблизительно 1725 года.
   А деревня Верх-Бехтемирская Бийской Слободы Енисейской волости впервые упоминается  в налоговых сказаниях в 1782 году- 23 налогоплательщика. Можно предположить, что первые русские избы начали появляться гораздо раньше, которые рубили промысловики, охотники, рыбаки и другой люд, заселяя приглянувшиеся места по реке Бехтемирка. Местность в те давние времена была сплошь покрыта лесом. По берегу реки были небольшие поселения татар, кумандинцев, либо беглых каторжников. В лесу было много дичи, в реке рыбы. С оттеснением джунгурских племен  и вхождением в 1756 году Алтайцев в состав России начались строиться укрепрайоны оборонительной линии. Русские стали смелее заселять новые местности. В 1770 году деревня Верх-Бехтемир относилась к Уксунайской слободе. Таким образом этот год и возымел годом рождения села., хотя в реальности оно могло быть организовано и раньше. Дело в том, что налог брался с мужских душ. Как уже указывалось раньше в 1782 году в деревне числилось 23  налогоплательщика, можно предположить, что было 23 двора, а это за 12 лет становления села несколько многовато. Тем не менее нет и основания подвергать сомнению данные уважаемого ученого.
   И так деревня Верх-Бехтемирская, беря свое начало в середине XVIII столетия, росла и развивалась медленно, мучительно и трагично, как и многие поселения того периода. Основное занятие было землепашество, скотоводство. Среди крестьян жили промысловики, охотники и рыбаки. Население росло в первое время за счет естественного прироста низкими темпами. В 1811 году числилось в деревне 59 налогоплательщиков, в 1816 г.- 99, в 1856 г.- 172 человека. Именно к этому времени относятся основные фамилии села: Морозовы, Полосухины, Кондауровы. Быстрый рост населения стал возможен после 1861 года, когда из центральных областей России на Алтай хлынул поток переселенцев. Одновременно с Верх-Бехтемиром заселялись и другие удобные места рядом находящиеся. Приблизительно 14 населенных пунктов соседствовало с Верх-Бехтемиром. Это село «Марчиха», «Богдайка», поселок «Кирова», поселок «Первомайский», поселок «Зорька», село «Козлачиха», сельхоз артель «Трудовик», село «Камышенка», деревня  
«Глинка», деревня «Илюшиха»,  сельхоз артель «Свердлово», сельхоз артель «Куйбышева», сельхоз артель «Победитель», сельхоз артель «Красное Знамя» ( название населенных пунктов взято из книг Похозяйственного учета 1940-1942 г.г.). Население с. Верх-Бехтемир и ближайших к ней сел к 1900 году насчитывало приблизительно 500 мужских душ или 1000 человек всех проживающих.
      В апреле 1781 года консистория Преосвященного Митрополита Тобольского и Сибирского обратилась в канцелярию Колывано- Воскресенского горного начальства с принципиальным посланием- промеморией, в которой со ссылкой на доношение Барнаульского заказчика прототопа Симеона Мефодиева, был дан анализ религиозной обстановки на территории предведомственной канцелярии: «В отдельных от церквей местах великое многолюдство», нет возможности крестить детей, молодые годами живут не венчанными, умерших хоронят без отпевания, люди в церквях не бывает, не причащаются и не исповедуются. Таким образом обосновалась необходимость «к построению святых божьих церквей пристойным образом понудить». После этого строительство храмов ускорилось. Согласно сборника документов по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII - начало XX в.в.) 1997 года издания Верх-Бехтемирский приход Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла был построен в 1886 году, к которому относились и жители ближайших деревень. День Петра и Павла (12 июля) стал престольным праздником села, который отмечается по сегодняшний день. При церкви была открыта Церковно- приходская школа, где детей обучали грамоте, но прежде всего богослужению. <a href="/sites/v-bekhtimir.biysk22.ru/files/trhrs.bmp"> Первый класс 1927 года </a>
В церковной сторожке была открыта 3-х классная церковно-приходская школа, где основным предметом был «Закон Божий». Село прошло в 1920-1935 годы через ликбезы. С установлением советской власти в селе открывается начальная школа, которая потом преобразуется в семилетнюю. Первыми директорами были- Кишин Анатолий Степанович, Каширина Мария Михайловна, после ВОВ  Крутков Василий Павлович, С 1 на 2 января 1949 года здание школы сгорает и 173 учащихся размещаются в приспособленных помещениях, включая и помещение сельского совета. 6 марта 1949 года на сессии сельского совета рассматривается вопрос «О постройке новой школы». Государство выделяет 130 тыс. рублей на строительство. Доводиться задание для каждого колхоза о заготовке леса, которого планировалось вывезти не менее 300 М3, выделить плотников, лошадей на строительство<a href="/sites/v-bekhtimir.biysk22.ru/files/gyk.bmp"> Коллектив учителей на крыльце здания старой школы </a>.
С организацией совхоза в 1967 году ставиться вопрос об открытии Верх-Бехтемирской средней школы. Однако имеющиеся помещения школы не позволяет этого сделать. Начинается строительство типовой школы <a href="/sites/v-bekhtimir.biysk22.ru/files/sw.bmp"> Здание новой школы </a> и в 1980 году во вновь построенной школе открывается средняя школа, директорами работают- Крутков Василий Павлович, Полосухина Галина Филипповна, Груздев Анатолий Тимофеевич и с 1988 года Ермолова Мария Прокопьевна.
     В школе работали замечательные педагоги. Так Петрова Татьяна Ефимовна проработала  в школе более 35 лет, Давыдова Валентина Александровна, которая с 1951 до ухода на пенсию проработала в школе учителем биологии, географии и химии. Замечательными педагогами зарекомендовали себя: Круткова Татьяна Никитична, Головина Екатерина Ефимовна, Полосухина Галина Филипповна, Белозерова Анна Инокентьевна, Леонова Вера Павловна, Синкина Александра Григорьевна, Кудинова Валентина Владимировна, Шарапова Ольга Владимировна.
  В 1986 году в школе обучается 256 учащихся, работает 25 учителей, 90% с высшим образованием, 6 человек обслуживающего персонала, столовая с 3 работниками. В 2004 году в школе 22 учителя, все они с высшим образованием, 137 учащихся, 6 человек обслуживающего персонала, столовая с двумя работниками.
 В 1880-1885 годах в селе строится <a href="/sites/v-bekhtimir.biysk22.ru/files/fkdky.bmp"> Сырзавод. </a> Завод выпускал много масла и сыра, который вывозили не только в Новокузнецк, Томск, но и в Сант-Петербург, Ригу и даже в Голландию. В год отправлял до 60 тысяч бочонков топленого масла, который годами не терял своих высоких качеств.
 Работало  на предприятии около 50 человек<a href="/sites/v-bekhtimir.biysk22.ru/files/yitft.bmp"> Рабочие завода в 1947 году</a>. В послевоенное время сыровароми были Баскаков Николай Васильевич, Баскаков Валерий Сергеевич,  маслоделом Романова Екатерина Ивановна, директором Сухачев Иван Петрович. На заводе работали так же: Давыдова Анна Парфировна, Морозова Любовь Никоноровна, Артюнин Филипп Юдаевич, Воробьевы Анна Павловна и Данил Алексеевич, Любимова Анастасия Максимовна, Бадулина Капиталина Степановна.<a href="/sites/v-bekhtimir.biysk22.ru/files/cfn_0.bmp"> Коллектив завода </a> Масло- сыр завод действовал до 1970 года, потом как молокоприемный пункт.


     При установлении Советской власти начинается период гонений на церковь и его служителей. Верх-Бехтемирская церковь закрывается, а здание используют сначала под клуб, затем как зернохранилище.<a href="/sites/v-bekhtimir.biysk22.ru/files/tfku.bmp"> Здание церкви </a>
    В 1964 году храм разбирается и из его бревен строится клуб.
Конец 19-го столетия для Верх-Бехтемирцев был периодом роста наибольшей численности населения и благополучия. Село было огромное, насчитывало более 800 дворов, около 5000 тысяч жителей. Оно делилось на четыре района: Кабухты, Илюшиха, Багдайка и Ворониха, название последнего жители связывают с заселением его переселенцами из Воронежской области. Село было зажиточным, люди работящие, занимались выращиванием зерновых, льна, конопли, много разводили скота: овец, коров, лошадей. Развито было пчеловодство.
    
     В 1933 году на территории сельского Совета действуют три колхоза: Победитель, Красное знамя, 1-е мая. Ими было засеяно 5135 га всех сельскохозяйственных культур, включая мак, махорку, картофель, бахчи и овощи.
     На 1 июля 1933 года по сельскому Совету числилось 764 хозяйств, где проживало 3005 едоков, в том числе батраков 38, хозяйств бедняков 182, середняков 478, кулаков 49. В колхозах числилось 533 хозяйств и единоличных дворов 231. По сельскому Совету содержались: 514 лошадей, 606 коров, 470 свиней, 475 овец, 111 кроликов.
    На фронт в 1941 году из села ушло более 300 , из них 164 человека не вернулось с поля брани. Жители села в память о погибших установили <a href="/sites/v-bekhtimir.biysk22.ru/files/cf.bmp"> Обелиск </a>, а в 1999 году был открыт памятник односельчанам, погибшим на фронтах ВОВ.
******* (материал готовится к публикации)

Документы

  • Все документы
  • Нормативные документы
  • Локальные

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie